Демо-версия Личный кабинет 8-800-333-09-59
НОВОСТИ

Оценки, отметки, ежики и зайчики: показатели успешности образования

15/12/2015
Поколение наших родителей и нас самих, испытывало радость от пятерки и разочарование от двойки. Некоторые из нас – смешанные чувства от первых в жизни 85 баллов. Школьники, сдающие последние несколько лет ЕГЭ уже адаптировались. Как развивалась система оценивания и чем «оценка» отличается от «отметки»?

Об истории школьной отметки или же оценки говорят разное. Она прошла различные знаковые выражения и смыслы. Не все об этом знают или придают значение, потому что привычная нам пятибалльная система существовала три поколения, в которое входим мы, наши родители. У кого-то это дети и даже дети детей.

Закон 1992 года позволил школе самостоятельно выбирать ту систему, которая соответствует образовательной стратегии учреждения и ее программе. Возможностью не воспользовался почти никто.

Причин тут несколько. Прежде всего, никто не задумывался об этом выборе. Во-вторых, другие варианты оценивания были неизвестны. В-третьих, как систему целеполагания оценивание никто не рассматривал.

Сколько раз было сказано о повышении качества образовании, составлено рейтингов, но лишь минимальная часть учреждений задумалась о том, что процесс образования формируется благодаря качественной системе обучения.

Оценка или отметка?

Понятия «оценка» и «отметка» - отличаются. Многие видят в этих терминах синонимы, но фактически они представляют собой различные понятия. И это важно знать.

Оценка – это то без чего образование невозможно.  Оно представляет собой коммуникацию ученика и учителя: обратная связь от учащегося; выражение учителем успешного освоения навыка и освоения деятельности. Отметка – это  оценка, которая служит выражением прохождения барьера, она представляет собой научение, выраженное формально для того, кто оценивается.

В итоге для ученика именно формальное выражение – внешнее - становится важнее, чем реальная успешность обучения. И в этом случае для ученика важен размер внешнего показателя успешности. Конечно, чем больше, тем лучше. А достоверность имеет гораздо меньшее значение или не имеет вообще никакого. Отметка становится стимулом при помощи которого учащегося мотивируют показывать лучшие результаты.

Оценка – основа отметки. Но в формальной системе проставления успешности обучения, отметка подавляет оценку, выступая в качестве важнейшего показателя.

Возможно ли устранить подавление сущности оценки? Если бы оценку и отметку проставляли разные люди, подобного эффекта можно было бы достичь. Внешний проверяющий ставит отметку. А учитель выступает в роли помощника, повышая его образование, а не заставляя учиться. Но важность учителя, требования к этому человеку повышаются. Ученику попросту не нужна будет оценка от человека, который не пользуется у него авторитетом. Не будет мотивации для общения.

Компетентный специалист, который не может выступать в роли учителя, станет отличным внешним проверяющим.

Тут встает важный вопрос о взаимном поиске учителей и учеников. Тот, кто хочет учить, а не быть проверяющим в сфере образования, кто имеет способности к этой деятельности, найдет своего ученика. Ровно как и ученик встретит своего учителя.

Следующий вопрос, который возникает в этой плоскости: как традиционная знаковая система может выступать критерием для проставления отметок или оценок.

Отметки, которые и без того, используются как показатели, ранжированные от лучшего к худшему – могут.

С оценкой сложнее. Любая оценка, выраженная в знаковой системе должна нести одинаковый смысл для выставляющего ее и оцениваемого.

На сегодняшний день каких-то однозначно интерпретируемых смыслов в традиционных знакомых системах не существует. В конструктивности заставляет сомневаться даже система оценивания Международного Бакалавриата. При всей ее детализированности.

Более эффективным оказывается неформализованное оценивание экспертов. Подобная система оценивания имеет конструктивную составляющую и развивающий потенциал.

Будет ли подходящей выставленная по привычной системе отметка для такой системы оценивания?

Внешнее оценивание – это код. Каждый знак, которого имеет за собой определенный смысл. Эти смыслы представлены в виде описаний и являются четко продуманными на первый взгляд. Но именно это делает их бесполезными для настоящего оценивания.

Слабое оценивание может подменяться управляющими возможностями отметки. Чем оценивание проще, тем и управление отметкой. Задумываться о смысле оценивания в таком случае не имеет смысла.

Числовые системы оценивания

Система кодировки в виде цифр очень неудачная для восприятия. В пятибалльной системе, тройка – уже половина из максимальной успешности. В системе от 10 до 100 дробность – еще хуже, восприятие только усугубляется.  Но 1-2-3 балльная система (успех/неуспех/посредственно) – еще хуже, потому как не дает никаких возможностей для арифметических интерпретаций.

Можно было бы суммировать и делить совокупность численных показателей, все больше уходя от заложенной системы оценивания. Логической составляющей такие действия, пусть даже успешно выполненные, не составляют. 

К арифметике с показателями эффективности образования приступать стоит при понимании заложенного за каждым знаком смысла. В начальной школе учителя проставляют ежиков и зайчиков, отходя от привычных числовых знаков.  А ведь именно благодаря своей невозможности подвергнуться математической обработке, они становятся более эффективными. Огорчает, что смысл, стоящий за ними не всеми профессионалами понимается, ярко демонстрируя, что учитель на знает что такое «оценка» и «отметка».

Процентная успешность

Для удачного осмысления требуется расшифровка оценок в любой системе. И только после этого можно приступать к арифметике. Методика, где сочетается удобство и понимание, может выражать успешность в процентах.

В подобной системе любая цифра будет в определенной степени выражать успешность процесса обучения. Любой показатель будет воспринят положительно. Успешность в 50% приравняем ее для примера к 3-ке, может после преодоления своего минимального рубежа проставляться нелинейно. Т.е. в зависимости от сложности, объема, освоенных и задействованных навыков или других особенностей задачи, прибавляться может 10, а может 5%  успешности. И вот когда система отойдет от понятия «оценка-отметка-код» к процентами успешности можно перейти к арифметике.

В постоянном проставлении рейтингов и ведении подсчетов, осознание смысла закодированных элементов системы теряется. Возможно пора задуматься о том, как разделить оценки и отметки обучения. Перестать сваливать на ЕГЭ вину за устаревшие методики образовательной системы, а реорганизовать в независимые центры оценки качества освоенные навыков? Базируясь на подходе, где оценка проставляется отдельно от отметки, в школу с неформальным оцениванием вернется мотивация к обучению. А внешняя знаковая система оценивания останется для формальных центров. 

Читайте также: Распространение языков в мире
Новости других категорий:
Все новости
Семья и школа
Новости компании
Роботы в образовании
Новости образования
3D-печать в образовании
Анонсы мероприятий
Дополненная реальность
в образовании