Демо-версия Личный кабинет 8-800-333-09-59
НОВОСТИ

Готово ли общество обучать детей-инвалидов в школе?

21/12/2015
Российская образовательная реформа 2013-го обязала все детские сады и школы обеспечить доступность для посещения этих заведений детям-инвалидам. Сегодня общая численность детей с ограниченными возможностями, проходящих обучение, - 481 тыс. Часть занимается в инклюзивных классах школ или по индивидуальным программам, но 212 тыс. остаются в специализированных детских учреждениях.

10-летний Максим с диагнозом ДЦП, умственной отсталостью и слепотой получил заключение специалистов: необучаем. Это означает невозможность получить хоть какое-то образование. Максим рос с матерью-одиночкой. Когда она принялась искать подходящее учреждение, психолого-медико-педагогическую комиссия вынесла такое решение.

Законодательно понятие "необучаемый ребенок" отменено в 2012 году согласно Конвенции о правах инвалидов, которая ратифицирована Россией и по которой вместо "необучаем" комиссия должна рекомендовать индивидуальную программу.

С 2013 все школы превратились в образовательные учреждения, и ребенок может пойти в любую, выбранную родителями. ПМПК создает рекомендации для учебного заведения, и если там написано, что ребенку необходим дефектолог или другой специалист, школа обязана его предоставить. Руководство учреждения не имеет права отказать в обучении, исходя из состояния здоровья ребенка. Но часто отказ мотивируют тем, что невозможно создать требуемые условия.

Есть и другой закон: "Об основах социального обслуживания граждан в РФ". Семья, в которой есть ребенок-инвалид, может пользоваться социальными услугами, если заявит об этом. Но на данный момент система не работает - не все родители знают о ней. Так же обстоят дела с институтом ранней помощи - родители в России не знают, куда обращаться, чтобы обеспечить ребенку будущее.

Список организаций, оказывающих раннюю помощь, доступен на сайте департамента образования, там же можно пройти регистрацию в рубрике «дошкольное образование» и оставить заявку на получение этого вида помощи. Вопрос в том, почему эта информация отсутствует в больницах, куда родители с детьми заходят чаще, чем на сайт?

Указ президента о повышении эффективности образования и увеличении  зарплаты учителям привел к слиянию школ и коррекционных учреждений из нескольких в одно. А система подушевого финансирования (зарплата зависит от числа учеников в классе) сделала классы больше прежних. На оплату работы специалистов денег по-прежнему не хватает. Разве может идти речь о полноценном обеспечении инклюзии в таких условиях?

Система образования совершенно к ней не готова: нет обученных педагогов, а в учреждениях отсутствует мотивация. Школе затруднительно работать с детьми-инвалидами: когда в классе всего 30 человек и половина из них - с особенностями, педагог не успевает уследить за всеми. Потому все чаще стали детям рекомендовать обучение на дому. В случаях, когда комиссия упорно признает детей "необучаемыми", надо обращаться прокуратуру. Далеко не все продолжают отстаивать права детей: нет грамотных консультантов-юристов или не все верят в справедливость системы.

Благотворительный фонд "Даунсайд Ап" проводил адаптацию дошкольников к походу в Пушкинский музей. Детям рассказывали о походе заранее, потом общались с работниками музея. Никого из ребят не выгоняли, если они трогали картины и приходила охрана, - их адаптировали к поведению в обществе. После завершения проекта дети могут посещать музей с родителями.  Таково  инклюзивное образование.

Для функционирования такого образования обучение в особой обстановке должен проходить не только ребенок - к принятию таких детей надо готовить и общество.

А пока московскому департаменту образования было рекомендовано обеспечить логопедами и дефектологами учебные заведения и ввести в школьные советы родителей детей с особенностями для контроля средств, выделяемых государством.

Читайте также: Власти России поддерживают талантливых детей
Новости других категорий:
Все новости
Семья и школа
Новости компании
Роботы в образовании
Новости образования
3D-печать в образовании
Анонсы мероприятий
Дополненная реальность
в образовании